Раскройте мир эмоций вашего ребенка: Нестандартное рисование как ключ к эмоциональному интеллекту

Родителям бывает очень сложно понять, что происходит в голове у их малыша. Только что он весело играл, а через мгновение – слезы на глазах. Уговоры и расспросы не помогают, ведь маленьким детям часто трудно выразить свои чувства словами. В такие моменты творчество становится настоящим спасением! О том, как помочь дошкольнику развить эмоциональный интеллект с помощью нестандартного рисования, рассказывает педагог-психолог высшей квалификационной категории, сертифицированный арт-терапевт, нейропсихолог Галина Шевцова. 

Она предлагает несколько интересных и практичных упражнений, которые помогут вам лучше понять своего ребенка и научить его управлять своими эмоциями.

Развитие эмоционального интеллекта – это ключевой аспект воспитания современного ребенка. Это не просто умение распознавать свои собственные чувства и эмоции окружающих, но и способность понимать причины их возникновения, осознавать последствия и находить конструктивные способы справляться с ними. Родители играют здесь важнейшую роль, ведь именно они формируют у малыша основу для понимания себя и мира вокруг. Важно помнить, что эмоциональный интеллект не развивается сам по себе – он требует целенаправленной работы и поддержки со стороны взрослых.

Умение выстраивать цепочку взаимосвязей между событиями, эмоциями и реакциями на них – это навык, который приходит с опытом и временем. Задача родителей дошкольника – предоставить ему инструменты, которые помогут ориентироваться в этом сложном мире чувств. Например, если ребенок испытывает злость, важно не просто запретить проявлять ее, а объяснить, как правильно действовать в такой ситуации, научить принимать свои чувства и искать способы их выражения. 

И рисование может стать отличным помощником в этом процессе!

Галина Шевцова предлагает ряд увлекательных игр, которые помогут вашему ребенку развить эмоциональный интеллект через творчество:

 

1. "Создай свой портрет"

Для этой игры понадобятся вырезки из журналов, ножницы и тарелочка (или круг из плотного картона).

✔ Вырежьте из журналов отдельные глаза, рты, носы и брови. Если ваш малыш уже умеет пользоваться ножницами, он может сделать это самостоятельно, или же вы подготовите вырезки заранее.

✔ Попросите ребенка приклеить нос на тарелку, обращая внимание на его расположение. Подведите к зеркалу, чтобы ребенок мог увидеть, где у него находится носик на лице. То же самое сделайте с глазами и ртом, создавая портрет. Щеки, брови и уши можно попросить дорисовать.

✔ С ребятами постарше можно создавать определенное настроение на портрете, выбирая разные выражения глаз, рта и положение бровей.

✔ Предложите ребенку изобразить свои эмоции сейчас или в какой-то конкретной ситуации. Например: «Изобрази, что ты чувствовала, когда девочка отняла у тебя куклу на площадке». А затем спросите, что можно было бы сделать, чтобы справиться с этой эмоцией.

 

2. "Портрет чувств"

Для этой игры понадобятся лист бумаги формата А4, ручка и полоски чистой бумаги, а также фотография ребенка или вырезка из журнала.

✔ Наклейте на лист фото ребенка.

✔ На полосках бумаги напишите ответы на вопросы: "Что тебе нравится делать?", "Что тебя радует?", "Что тебя расстраивает?" и т.д., и приклейте их возле фотографии.

✔ Эта игра поможет ребенку лучше понять себя, идентифицировать свою личность и осознать, что все люди разные.

 

3. "Радуга эмоций" или "Дождь из грусти"

Для этой игры понадобятся лист бумаги формата А4, фломастеры, гуашь и фольга.

✔ Нарисуйте на листе бумаги радугу над портретом ребенка (или дождь).

✔ Спросите: «Что тебе приносит радость?». Если ребенок затрудняется ответить, предложите несколько вариантов на выбор. Запишите ответы в каждый цвет радуги.

✔ Или, если рисуете дождь, предложите ребенку придумать, что вызывает грусть, и изобразить это в виде капель дождя. Предложите "остановить дождь" с помощью зонтика, написав на нем действия, которые помогут справиться с грустными ситуациями.

 

4. "Маска эмоций"

Для этой игры понадобятся прозрачная крышка от контейнера, гуашь или фломастеры и детские метафорические карточки с эмоциями.

✔ Вспомните по карточкам все известные эмоции и попросите ребенка нарисовать одну из них на крышке контейнера.

✔ Пусть ребенок примерит маску (приложит крышку к лицу), подойдет к зеркалу и расскажет о своей эмоции: когда она возникает, почему возникла и что можно сделать, чтобы ее не было.

 

5. "Эмоциональный стул"

Для этой игры понадобятся пищевая пленка, маленький детский стул или табуретка, гуашь или фломастеры.

✔ Обмотайте ножки стула пищевой пленкой.

✔ Попросите ребенка нарисовать радость и рассказать о ней. Предложите родителям нарисовать свою эмоцию и попросить малыша угадать ее.

 

6. "Трафареты чувств"

Для этой игры понадобятся малярный скотч, гуашь и цветной картон.

✔ Попросите ребенка вылепить из скотча на листе картона букву или фигуру, ассоциирующуюся с определенной эмоцией.

✔ Раскрасьте эту фигурку гуашью в соответствующий цвет.

✔ Удалите скотч – на бумаге останется красивый трафарет рисунка. Сверху можно написать название эмоции.

 

Важные советы для родителей:

 Называйте свои эмоции. Не скрывайте свои чувства, говорите о них открыто и честно. Если вы злитесь или расстроены, скажите об этом ребенку.

 Предлагайте разные способы выражения эмоций. Позвольте ребенку порвать бумагу, побить подушку, поговорить, покричать, попросить о помощи – чем больше у него будет вариантов, тем проще ему будет справляться с негативными эмоциями.

 Развивайте мышление. Чередуйте занятия рисованием с заданиями на развитие интеллекта: "Построй последовательность", "Найди лишнее", "Пройди лабиринт" и т.д.

Если вы заметили у ребенка проблемы с пониманием и выражением эмоций, или если он испытывает трудности в социализации, не стесняйтесь обращаться к специалисту – психологу или нейропсихологу. Они помогут вам разобраться в конкретной ситуации и подобрать индивидуальную программу развития для вашего малыша.

Развитие эмоционального интеллекта – это инвестиция в будущее вашего ребенка. 

Помогите ему научиться понимать себя и окружающих, управлять своими эмоциями и строить гармоничные отношения с миром!