Как помочь ребенку в развитии самоконтроля

Рекомендации по обучению детей управлению своими эмоциями и контролю импульсивности

Как развить у ребенка навыки самоконтроля

Родители малышей, которым исполнилось два года, часто сталкиваются с их капризами. Это вполне ожидаемо и соответствует возрастным особенностям. Однако, если школьник продолжает проявлять импульсивное поведение, это может говорить о сложностях с управлением собственными эмоциями.

Способность контролировать свои эмоции — одно из главных отличий между двухлетним и пятилетним ребёнком. Родителям необходимо помочь детям освоить этот навык. Даже старшим детям иногда трудно обуздать эмоциональные импульсы, несмотря на отсутствие явных истерик.

Определение саморегуляции

Саморегуляция — это возможность контролировать свои эмоциональные реакции и поведение в зависимости от обстоятельств. Она подразумевает способность погасить сильную эмоциональную реакцию на негативные ситуации, умение успокоиться в состоянии расстройства, а также умение не показывать раздражение чрезмерно эмоционально. Эти навыки позволяют достичь жизненных целей, несмотря на хаос внешнего мира и наших собственных эмоций.

Что такое эмоциональная нестабильность?

Эмоциональные реакции у детей, имеющих проблемы с саморегуляцией, могут проявляться по-разному, в зависимости от их психической конституции. Некоторые дети мгновенно реагируют — их эмоциональный всплеск настолько интенсивен, что остановить его они не могут. У других детей эмоции накапливаются и со временем ведут к вспышкам раздражения.

Ребятам с обоими типами реакций нужно обучиться контролю сильных эмоций, находить наименее разрушительные способы их выражения, чтобы не терять самообладание в стрессовых ситуациях.

Причины трудностей с саморегуляцией у детей

Считается, что умение контролировать свои чувства связано как с личностными особенностями, так и с темпераментом. У детей на первый план выходит темперамент. Некоторые из них запросто выходят из себя, если родители пытаются их искупать или переодеть, и в будущем у них чаще возникают проблемы с саморегуляцией.

Окружение также играет весомую роль в развитии этой способности. Когда родители излишне помогают, дети могут воспринимать их как внешний источник стабильности, и в результате сами не осваивают навык саморегуляции. Дети с синдромом дефицита внимания или тревожностью требуют помощи взрослых на пути освоения управления эмоциями и поведением.

Методы обучения ребенка саморегуляции

Психологи утверждают, что истерики являются неадекватной реакцией на стрессовую ситуацию. Взрослым следует помочь малышу усвоить более приемлемую реакцию на стресс и понять, как ему справляться с эмоциональным состоянием.

Самонаблюдение — это такой же навык, как социальные умения или способность учиться. Необходимо обучать детей этому, подкрепляя теорию практикой. Если смотреть на эмоциональные порывы не как на плохое поведение, а как на недостаток навыка, ситуация становится легче исправимой.

При развитии самоконтроля не нужно избегать сложных эмоциональных моментов. Напротив, важно поддерживать малыша, пока он не научится справляться с такими ситуациями сам.

Изучение собственных эмоций

Родители и педагоги должны запастись терпением, помогая детям адаптироваться в стрессовых обстоятельствах. Дайте им столько времени на развитие саморегуляции, сколько необходимо. Не критикуйте, но объясняйте, как ребенок может правильно ответить в следующий раз.

Спокойствие и внимание родителей также стимулируют детей принимать обоснованные решения. Нужно учить детей анализировать свои чувства и поступки, чтобы этот навык стал автоматическим. В конечном счете, поддержка и комфортная семейная атмосфера являются ключом к успешному развитию саморегуляции у детей.